Этапы речевого развития детей 4-го года жизни

Этапы речевого развития детей 4-го года жизни

«Особенности речевого развития детей 3-4 лет».

Вопросами развития речи дошкольников занимались такие отечетственные педагоги как К.Д. Ушинский, А.П. Усова, Е.И Тихеева, О.С Ушакова, Е.Н Водовозова. В основу современных методик легли исследования отечественных ученых  Д.Б Эльконина, А.В Запорожца, Ю.К. Бабанского, Н.С Рождественского, Л.П Федореенко и других. У истоков саморазвития, педагогики детского творчества, словотворчества стояли удивительные ученые, детские ученые и педагоги: А.В Запорожец, Ф.А Сохин, Н.А Ветлугина, М.М Конина. Игры и упражнения разработаны О.С Ушаковой, Е.М Струниной и другими педагогами.

Проблемы речевого развития.4850471.f1ls9h3s8d.W665.jpg

       Своевременное развитие речи  зависит не только от физического состояния ребенка, но и от его психического развития. При отставании в общем психическом развитии, у детей чаще всего страдает и речевая функция. А недостаточное развитие речи в свою очередь оказывает влияние на психическое развитие, еще сильнее замедляя его. Именно поэтому так важно своевременно заметить нарушения в развитие речи ребенка и при возникновении сомнений обратиться за консультацией к логопеду.

 

Особенности речи детей  младшего возраста.

В младшем дошкольном возрасте речь ребенка интенсивно развивается. При этом понимание смысла услышанного еще преобладает над речевыми возможностями. Говорит ребенок в этом возрасте, в основном, короткими фразами, состоящими из нескольких слов. Однако ребенок не всегда регулирует речевое дыхание: не делает пауз между словами, фразами, проглатывает окончания слов, не всегда правильно ставит ударение в словах. На этом этапе у ребёнка расширяется сфера общения, а значит, и увеличивается словарный запас. Однако всё ещё многие буквы или звуки плохо запоминаются и выговариваются.

Дикция (отчетливое и ясное произношение слов, слогов и звуков) отрабатывается с помощью специального речевого материала. Это шутки -чистоговорки, потешки, поговорки, фразы, содержащие определенную группу звуков («У Сани едут сами сани»), упражнения на договаривание слогов, называние слогов, сходных по звучанию.

Необходимо показать детям, что каждый предмет, его свойства и действия имеют названия. Для этого надо научить их различать предметы по признакам, правильно называть их, отвечая на вопросы что это?, кто это?, видеть особенности предметов, выделять характерные признаки и качества, а также действия, связанные с движением игрушек, животных с их состоянием, возможные действия человека.

Очень важно сформировать условия, в которых происходит развитие речи у ребёнка 4-5 лет. Для этого необходимо обращать внимание на шипящие звуки, свистящие, твёрдые и мягкие. Как правило, именно с ними у многих детей проблемы.

Нужно не только обращать внимание на произношение букв, но и на речевой слух. Для этого старайтесь говорить по разному: громко, тихо, быстро или медленно. Когда инсценируете сказку, уделяйте внимание выразительности, голосу и соответствующей интонации.

Для работы по воспитанию звуковой культуры речи необходимо уделять внимание:

  • звукопроизношению;
  • речевому дыханию;
  • развитию фонематического восприятия;
  • голосовому аппарату;
  • умеренному темпу речи;
  • интонации.

В общем, программа развития речи детей 3-4 лет — сложная. Ребёнку тяжело даётся произношение звуков. Старайтесь не ругать его, а только хвалить.

В ходе использования вышеперечисленных методик развитие речи у ребёнка 3-4 лет становится более активное.  Дети начинают удивлять взрослых своими знаниями и умениями.

В младшем дошкольном возрасте дети становятся более самостоятельными, активными в семье и детском саду. Круг общения расширяется, дети взаимодействуют со сверстниками и взрослыми. Они принимают по сильное участие в хозяйственно-бытовом труде, проявляют интерес к физическим упражнениям, рисованию, лепке, аппликации и другим занятиям. Ведущим видом деятельности становится игра.

       Сюжеты игр просты — с одной, двумя ролями. Педагоги и родители организуют игры детей с мозаикой, пазлами, кубиками, конструктором, а также подвижные, музыкальные игры. Участие ребят в различных играх требует достаточно развитой речи, умения устанавливать простейшие связи между предметами, явлениями, делать элементарные обобщения. Игры обогащают словарный запас ребёнка, активизируют его речь, формируют наглядно-образное и понятийное мышление.

      В возрасте 3—4 лет дети особенно чутки к звуковой оболочке языка. Замечательный знаток детского языка К. И. Чуковский в своей книге «От двух до пяти» собрал обширные материалы по речетворчеству детей. Особо он отмечает рифмотворчество. И действительно, дети очень любят стихи и с удовольствием запоминают их наизусть.

    По мнению большинства ученых, дошкольный возраст является наиболее благоприятным для окончательного становления всех звуков родного языка. Несовершенства произношения в старшем дошкольном возрасте нетипичны: при правильной постановки работы дети к этому времени могут овладеть произношением всех звуков. Звукопроизношение совершенствуется, но у части детей еще окончательно не сформированы трудные в артикуляционном отношении звуки (шипящие и р). Процесс становления этих звуков даже при условии целенаправленного систематического обучения идет медленнее, так как навык неправильного произношения становится более прочным. Однако, к старшему дошкольному возрасту у детей развивается способность к самоконтролю, осознание несовершенства своей речи и соответственно необходимости приобретения знаний и потребность в обучении. Поэтому учебная деятельность приобретает более серьезный характер.

     Психологи подчеркивают, что в связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного воспитания детей. Ребенок учится мыслить, учась говорить, но он также и совершенствует речь, учась мыслить .

      Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми.