СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

 

Детям с РАС бывает трудно понять многие социальные правила, которые нужно знать на этой стадии игры. Вы можете помочь своему ребенку, используя четкие инструкции, чтобы облегчить восприятие правил игры. Например, опишите ему игру в прятки так: «Сначала ты прячешься где-то в комнате, а Ваня считает до десяти. Потом Ваня тебя ищет. Потом он тебя находит, и уже твоя очередь считать до десяти, пока Ваня прячется».

Также можно объяснить правила игры при помощи картинок или социальных историй. Еще один прием – это сделать игры более визуальными. Например, наденьте на ведущего в игре специальную шапку.

Помощь в играх с другими детьми для детей с РАС

Когда ваш ребенок с РАС освоил достаточно широкий спектр навыков, необходимых для совместных игр, или же он уже начинает играть с другими детьми и обращать на них внимание, нужно помочь ему обучиться взаимодействию и игре с другими.

Простые игры – это отличный способ развить социальное взаимодействие и навыки делать что-то по очереди. Например, игры в «ладушки» и «куку» — это простые социальные игры.

Вот еще несколько приемов, чтобы научить вашего ребенка взаимодействовать и играть с другими:

  • Используйте встречи по расписанию или заранее оговоренные походы в гости к друзьям или родственникам, дети которых примерно того же возраста, что и ваш ребенок. Вы также можете попросить братьев или сестер вашего ребенка, а также кузенов, помочь вам научить его, как играть в игры, делать что-то по очереди и другим подобным вещам.
  • Научите своего ребенка присоединяться к играм других детей. И снова братья и сестры, друзья и кузены могут выступить примером для вашего ребенка.
  • Если другие дети игнорируют вашего ребенка, последите внимательно за ситуацией и постарайтесь определить, почему это происходит. Нужен ли ему еще какой-то навык, которым он сейчас не владеет? Пообщайтесь с воспитателями, психологами и учителями, если вы не уверены, что вам 
  • 2ias.pngнужно делать. Специалисты-дефектологи, как правило, обладают богатым опытом в отношении того, как помочь детям научиться играть вместе.

Как и нейротипичные дети, дети с РАС также имеют сильные и слабые стороны в том, что касается обучения. Постарайтесь максимально использовать то, что у ребенка хорошо получается – например, если ваш ребенок лучше воспринимает визуальную информацию, максимально много используйте картинки и фотографии (можно снимать и его самого, участвующего в игре).

Максимальное использование игр для развития ребенка с РАС

 

используйте игру чтобы развить навыки, которые могут потребоваться в других сферах. Например, вы можете сосредоточить свое внимание на том, чтобы научить его делать что-то по очереди, играть более продолжительное время или же расширить количество игрушек, с которыми ваш ребенок умеет играть.

Вот несколько советов, которые помогут облегчить вам усилия. Эти советы применимы ко всем видам игр – с игрушками, с другими детьми и ролевым играм.

  • Вы можете помочь ребенку улучшить навыки понимания языка, говоря с ним во время игры. Если вы играете в ролевые игры, наподобие чаепития, научите ребенка таким словам, как «чашка», «ложка» и «тарелка». Также давайте названия действиям, которые вы делаете с ребенком – говорите ему: «наливаем воду» и «кормим медведя».
  • Если ваш ребенок произносит только единичные слова, то используйте предложения из двух слов. Если он говорит фразами из двух слов, то используйте конструкции из трех и т.д. Поступая так, вы не только не переусложняете язык, с которым приходится сталкиваться ребенку, но, напротив, помогаете ему скорее расширить свой словарный запас.
  • Поощряйте навыки игры в разных окружениях. Вознаграждайте ребенка за то, что он использует свои навыки для игр с разными людьми в разных местах.
  • Используйте бытовые ситуации как возможности, чтобы вовлечь ребенка в игру. Не пропускайте потенциальные игровые моменты, вовремя отслеживайте ситуации, когда возникает возможность совместных действий вашего ребенка и другого человека. Внедряйте игры в рутинные действия – например, играйте с ребенком, когда моете его в ванной.
  • По мере того, как развиваются игровые навыки вашего ребенка, используйте игру, чтобы научить его социальному взаимодействию. Научите ребенка совместному использованию предмета с другими, умению найти компромисс, договориться о чем-то и выполнять действия по очереди. Игру в чаепитие можно использовать, чтобы научить ребенка, что можно делиться едой и наливать чай из чайника по очереди.
  • Игры также помогают детям с РАС развить бытовые навыки. Например, одевание куклы помогает научиться, как одеваться самому.

Наблюдайте за ребенком в течение дня и старайтесь поймать те моменты, когда он проявляет интерес к какой-то деятельности, какой бы заурядной она вам не показалась. Эти моменты идеальны для обучения и внедрения новых игр.

chn.png

Когда мы слышим про «игрушки и игры для детей с ранним детским аутизмом», то представляем себе специальное оборудование и дорогие гаджеты, которые продаются исключительно в фирменных магазинах. На самом деле родителям совсем необязательно приобретать дорогостоящие товары. Игрушки из обычных магазинов, а также самодельные игры не менее эффективны.

 

Почему некоторые игры считаются особыми?

Единственное, что делает большинство игрушек особыми — этикетка, указывающая на то, что они предназначены для детей с особенностями развития.

Лучшие товары из этой категории отличаются следующими характеристиками:

  1. Они безопасны.
  2. Они требуют низкого уровня внимания. Чтобы играть в них, не нужно общаться или выполнять физические действия.
  3. Их можно использовать несколькими способами (играть в паре или оставить малыша одного).

Что важно знать перед покупкой

Покупая игрушку для ребенка с особыми потребностями, помните, что ваша цель – вовлечь его в занятие, которое принесет ему удовольствие.

ch7.pngОсобые дети развиваются не так, как их сверстники. 10-летнему мальчику, страдающему аутизмом, понравится играть с паровозиками, а вот компьютерные игры покажутся ему слишком сложными. Не стоит смотреть на рекомендуемый возраст, указанный на коробке – важно купить игру, к которой малыш готов.

Будьте осторожны с некоторыми игрушками: ребенок может случайно проглотить маленькие детали, пораниться или споткнуться.

10 лучших игрушек для детей с особыми потребностями

  1. Конструкторы.Такие игрушки универсальны: сначала малыш может просто двигать их, а уже затем начать строить дороги, тоннели и сложные конструкции. Благодаря им он приобретает базовые игровые навыки и учится общаться, например, когда вы играете вместе.
  2. «Отскакивающие игрушки».Маленьким деткам нравится прыгать и скакать. Мини-батуты с ручками – отличный выбор, который повеселит малыша и станет поощрением за хорошее поведение.
  3. Качели и горки.Если вы не уверены в безопасности, купите качели с регулирующимся ремнем. Маленькую пластмассовую горку можно установить дома.
  4. Водные игрушки.Лодочки и водные горки – отличные развлечения для детей с особыми потребностями. Помните: вам придется постоянно прибираться.
  5. Мыльные пузыри и пена.Надувание мыльных пузырей способствует улучшению моторных навыков и вырабатывает терпение.
  6. Пазлы.Это – идеальный выбор для усидчивого мальчика или спокойной девочки. С пазлами могут возникнуть трудности, однако собирать их вместе весело. Ассортимент огромен: можно найти пазлы с изображением любимого героя ребенка.
  7. «Сенсорные» игрушки.Это – любые предметы, изготовленные с целью развития моторики. Они могут жужжать или гудеть. К сенсорным игрушкам относятся четки, тесто для лепки, пластилин, волчок. Такие вещи помогают подавлять беспокойство.
  8. Простые карточные и настольные игры.Если ребенок умеет концентрироваться, его обязательно заинтересуют шашки или популярная игра «Уно».
  9. Художественные принадлежности.Мелки, маркеры, цветные карандаши и раскраски приковывают внимание детей.
  10. Детские тоннели, домики, палатки.Такие вещи развивают моторику и становятся замечательными платформами для других игр.